Новости бизнеса и финансов


Власть меняет дефицит ПФР на дефицит доверия

Новая пенсионная реформа для бизнеса означает повышение налоговой нагрузки, а для населения – неуверенность в будущем Будут ли пенсии выше нынешних при новой пенсионной формуле и не потеряют ли россияне накопленную часть пенсий? Зачем акционировать и проверять негосударственные пенсионные фонды, если их до сих не коснулась череда финансовых скандалов? За счет чего сэкономит бюджет, если в целом, как уверяет правительство, средний размер пенсии все-таки будет выше, чем сегодня?

Такие вопросы на заседании Общественной палаты РФ задавали представителям правительства вовсе не обыватели, а участники пенсионного рынка и работодатели. Это показатель того, что общество до сих пор не может «переварить» суть предложенной правительством реформы пенсионной системы. Несмотря на ее социальную направленность эффект от восприятия нововведений даже специалистами, увы, пока остается негативным и не располагает к общественному одобрению действий власти.

Что получит экономика

Уже в ноябре Госдума рассмотрит два основных столпа новой пенсионной реформы — законопроекты «О накопительной пенсии» и «О страховой пенсии». Поэтому сейчас правительство активно готовит общественное мнение к «вдумчивому» отношению россиян к предлагаемым поправкам. А задуматься есть над чем. Правительство признает, что прежняя схема не вписалась в нынешнюю инерционную экономическую модель: бюджетные трансферты год от года приходится увеличивать, а значит, в будущем с учетом увеличения числа пенсионеров такой подход разбалансирует всю пенсионную систему. И хотя прежняя формула начисления пенсий была всем понятна (накопленные за время работы страховые средства, поделенные на ожидаемый период выплаты пенсий), стабильность всей пенсионной системы она пока обеспечить не может. Даже несмотря на либеральный вариант с накопительной частью пенсии. Теперь же правительство предложило комбинированное решение, которое сочетает политические интересы и экономические. Политические мотивы – это сохранение пенсионного возраста на уровне 55 лет для женщин и 60 для мужчин. Это сохранение выплаты пенсии (кроме базовой части) работающим пенсионерам. Это индексация базовой части пенсии (сейчас составляет 3 500 рублей), учет в стаже нестраховых периодов и прочие льготы. К тому же средний размер страховой пенсии должен уже к 2013 году увеличиться до 2,5 — 3 прожиточных минимумов.

Экономические меры, как то: введение бальной системы подсчета пенсии, увеличение годового предела зарплаты, с которого взимается максимальный размер пенсионных отчислений (свыше этой суммы уже льготный) для работодателей, стимуляция позднего выхода на пенсию и прочее позволят увеличить расходы Пенсионного фонда России (ПФР) на выплату страховой части до 17 трлн 031 млрд рублей к 2030 году (сейчас 5,6 трлн). Также это позволит сократить трансферты федерального бюджета в пенсионную систему с 2,27% ВВП в 2015 году до 1,17% в 2030 году (1,8 трлн и 3, 332 трлн соответственно).

Справка: На чем сэкономит бюджет при пенсионной реформе — Работодателей обяжут платить повышенные взносы за работников, занятых на вредных производствах; — Индексация базовой (фиксированной) пенсии не по росту средней зарплаты, как предусматривает действующее законодательство, а по инфляции; — Повышение взносооблагаемого предела с 1,6 до 2,3 от средней заработной платы (сейчас это 568 рублей в год, свыше суммы взносы платят с понижающим коэффициентом); — Невыплата базовой части пенсии работающим пенсионерам, имеющим высокие заработки; — Изменение правил перерасчета страховых пенсий работающим пенсионерам; Одна из новелл, которой гордится правительство – это стимуляция позднего выхода на пенсию. Если, к примеру, мужчина проработает до 65 лет, то страховая часть его пенсии будет увеличена в полтора раза, если до 70 – то почти в два раза. Но на их пенсиях за время сверхурочной работы бюджет сможет сэкономить 1,3 млрд рублей в 2015 году, 16,5 млрд — в 2020-м и 31 млрд рублей ежегодно к 2030 году. «Новая реформа обнажает перед нами ряд фундаментальных проблем, — считает Михаил Дмитриев, — президент Фонда «Центр стратегических разработок». — За десять лет уже четвертая реформа, и люди перестают понимать, как и за что им будут платить.

С одной стороны, мы видим ряд интересных мер, как то стимуляция позднего выхода на пенсию, коэффициент впечатляющий.

С другой стороны, человек рискнет воспользоваться этим, если будет уверен, что за те 10 лет, что он проработает сверхурочно, правила вновь не изменятся. А такой уверенности уже ни у кого нет с учетом частоты изменений в законе».

Назад, к уравниловке?

В ходе обсуждения законопроекта о пенсионной реформе почти все эксперты сошлись во мнении, что новая пенсионная формула не объясняет, как и за что начисляются средства. Неспециалисту понять ее трудно. Напомним, что правительство вводит бальную систему подсчета пенсий. Министр труда и социальной защиты Максим Топилин признал, что разобраться гражданину самому в пенсионной формуле практически невозможно. А значит, придется попросту довериться сотрудникам ПФР. Напомним, что новая формула предполагает выплату базовой части пенсии, страховой и накопительной. Первая сейчас составляет 3,5 тысячи рублей и формируется из средств федерального бюджета, вторая – за счет выплат работодателя. Согласно законопроекту, накопительная часть может составлять 6% и гражданин в течение еще двух лет может разместить ее в негосударственном пенсионном фонде. Но и страховую часть будут получать те россияне, которые к моменту выхода на пенсию будут иметь стаж работы не менее 15 лет и наберут минимум 30 баллов. Баллы же рассчитываются исходя из уровня заработной платы, стажа и возраста выхода на пенсию. «Если человек проработал 15 лет за зарплату в 10 тысяч рублей, он набирает эти 30 баллов, — пояснил Масим Топилин. – С зарплатой в 47 тысяч можно и за три года набрать это количество баллов».

То есть к началу выхода на пенсию такой человек наберет уже 150 баллов. Если гражданин не смог выполнить этих условий, то он будет получать лишь социальную пенсию. Это пенсия, обычно привязанная к минимальному прожиточному уровню пенсионера, но и ее могут получить женщины только в 60 лет, мужчины в 65. Главное же, что государство плавно уходит от стимуляции накопительной части пенсий. Граждане, конечно, имеют право в течение двух лет отдать свои 6% от общей суммы страховых выплат в НПФ. Но максимальный балл получат лишь те, за кого в ПФР перечисляется все 22% страховых выплат и с предельного годового заработка. На следующий год он установлен в сумме 568 тысяч рублей. Только в этом случае будущий пенсионер получит 10 баллов в год (за половину этой суммы – всего 5), а за 35 лет стажа (это уже касается в основном молодежи) наберет 350 баллов. Фактически от высокого балла и будет зависеть размер пенсии. Далее количество баллов будет умножено на коэффициент, ежегодно определяемый правительством. Из этого и высчитывается итоговая сумма ежемесячной пенсии.

Но вот здесь то и начинается «темный лес», разобраться в котором могут далеко не все эксперты. Сумма индивидуальных баллов умножается на стоимость пенсионного коэффициента после 1 января 2015 года. Эта стоимость определяется как соотношение общего объема доходов ПФР и общего количества баллов тех, кто сейчас получает пенсию. То есть с одной стороны есть стимул требовать от работодателя выплаты «белой» зарплаты, с другой стороны все-таки и здесь присутствует элемент уравниловки. И это тоже скорее идеологический аспект реформы. Собственно, эта весьма непростая формула и вызывает больше всего подозрений у экспертов: «Когда по баллам считают взносы, то каждый год будет возникать новый скрытый курс – отличный от баллов, — говорит Михаил Дмитриев. – Разумеется, он не будет в пользу гражданина, поскольку количество пенсионеров будет расти. Это как в обменном пункте: когда ты покупаешь доллар, курс для тебя выше, когда продаешь – ниже. Так же и здесь – принимают по высоким баллам, выплачивать будут по заниженным на общий уравнитель. Я считаю, что такое радикальное изменение в распределительной системе пенсии не оправдано с точки зрения результата, а главное – вызовет большое недоверие со стороны населения, поскольку делает схему распределения непрозрачной».

Представители работодателей тоже настороженно относятся к новой формуле, поскольку она, возможно, предполагает дальнейшее увеличение налоговой нагрузки.

Справка: Пример расчета пенсии по новой формуле (по данным сайта http://nicolbuh.ru) Мужчина выходит на пенсию на 3 года позже установленного пенсионного возраста в 63 года, страховой стаж – 43 года, зарплата на протяжении трудовой деятельности соответствовала 1,5 среднемесячной зарплаты по стране. Пенсия = базовая пенсия + страховая пенсия Базовая пенсия = 3500 рублей Страховая пенсия = сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) с учетом бонуса за стаж1 × коэффициент возраста × актуальную стоимость пенсионного коэффициента ((43 × 0,65) + 1,3)) × 1,24 × 647,70 = 23 492,08 руб. Пенсия = 3 500 + 23 492,08 = 26 992,08 руб. (без учета накопительной пенсии) Сегодня средний размер трудовой пенсии по старости равен 10 тыс. рублям. «Мы услышали, что принимается прозрачная формула, решили ее изучить и у нас возникло больше вопросов, чем ответов, — говорит Андрей Хитров, генеральный директор «Союза работодателей атомной энергетики, промышленности науки России». – У нас в распределительную систему заложено много льгот: государству хочется быть хорошим и для малого бизнеса, и для матерей, которым учитывают страховой стаж при уходе за ребенком, и многим другим. Но в таком случае мы не приходим к результату, что чем больше у тебя баллов, тем больше он стоит. То есть формула очень политизирована».

По мнению Хитрова, при увеличении количества пенсионеров, общая стоимость пенсий будет только снижаться, следовательно, даже новая реформа не обеспечит достойной пенсии. «Значит, где-то в реформе все-таки закладывается повышение налогов», — подозревает эксперт. Максим Топилин пояснил, что о повышении налогов речь не идет, но будет повышаться взносооблагаемый предел со следующего года и в течение семи лет – с нынешних 1,6 до 2,3 от средней заработной платы. По сути, это все-таки увеличение налоговой нагрузки, поскольку сейчас с зарплаты свыше 568 тысяч в год страховые выплаты взимаются в меньшем размере, а свыше миллиона рублей не взимаются вовсе. «Просто надо, чтобы работодатель привык, что этот предел будет постоянно повышаться, и это делается в интересах среднего класса», — уверен министр труда и социальной политики. «Базовая проблема нынешней пенсионной системы также в том, что гражданин мало вовлечен в процесс формирования своей пенсии, — считает модератор обсуждения пенсионной реформы в Общественной плате и главный редактор медиа-холдинга «Эксперт» Валерий Фадеев. – Вот если бы единый социальный налог платился бы из зарплаты, все понимали бы, за что и кому они его платят и что за это должны получить. А когда налог уплачивается работодателем, возникает пассивное отношение в том числе к своей пенсии. И в основном от такого незнания уже возникает подозрительность и недоверие».

Наши накопления – собственность государства?

Для представителей негосударственных пенсионных фондов (НПФ) наиболее болезненным стало решение правительства направлять накопительную часть пенсий граждан в течение двух лет в ПФР. За это время НПФ должны пройти проверку ЦБ для подтверждения своей платежеспособности и перехода к акционированию. В общей сложности они недосчитаются около 264 млрд рублей, которыми все это время будет управлять Внешэкономбанк, а после индексации накоплений вернет их фондам по заявлению владельцев счетов. Президент НПФ «Сберфонд РЕСО» Андрей Неверов привел такую статистику: только в этом году Агентство страхования вкладов выплатит за банкротство банка «Пушкин» 20 млрд рублей, за АМТ банк – 12,5 млрд.

Страховые компании разорили бюджет на 2 млрд, а среди пенсионных фондов была компенсация убытка только на 300 млн рублей. «Мы самая зарегулированная отрасль, так почему же взялись за нас? Нас депозитарий в онлайн режиме отслеживает», — недоумевает от имени коллег по бизнесу Андрей Неверов. «Логику мы уже объясняли не раз, — ответил на сомнения Максим Топилин. – Во-первых, это делается для гарантий прав граждан. У нас фонды еще толком не начинали выплачивать накопительные пенсии, это начнут активно делать после 2020 года, и поэтому мы заранее решили провести диспансеризацию. Во-вторых, странно, когда на фондовом рынке работает некоммерческая организация. Акционирование поможет установить более понятные правила игры».

Михаил Дмитриев посетовал, что в условиях дефицита ПФР правительство не пошло по более простому варианту: выпуск на сумму недостающих средств государственных казначейских облигаций и размещению их в тех же негосударственных фондах.

«Это позволило бы решить временные проблемы пенсионного фонда и не разочаровывать граждан, которые с большим трудом поверили в прежнюю реформу 2002 года и доверили свою накопительную часть независимым фондам. Это опять-таки усложнит доверие к новой реформе», — считает Дмитриев. Необычный поворот в этой теме задала Национальная пенсионная ассоциация (НПА). Общественная организация намерена подать иск в конституционный суд с тем, чтобы признать, что накопительная часть пенсий – это собственность граждан, и государство не имеет право распоряжаться ею по своему усмотрению. «Мы создали ассоциацию, когда поняли, что правительство не намерено слушать ни пенсионные фонды, ни независимых экспертов, — заявил генеральный директор НПА Анатолий Рабинович. – Ранее министр труда заявил в Мосгордуме, что пенсии – это собственность государства. Вот мы докажем обратное – во всяком случае относительно накопительной части – и тогда вообще весь проект реформы придется пересмотреть. А именно этого мы давно и добивались, чтобы создать экспертный совет, отложить рассмотрение законопроектов на следующий год и к 2015 году принять уже компромиссный вариант». Максим Топилин возразил: даже накопительная часть пенсий формируется в силу закона из себестоимости продукции, поскольку работодатель включает страховые выплаты в расходы. «Вы же эти деньги не на рынке собрали, они взяты установленных законом отчислений, значит, и распоряжаться этим налогом может только государство», — пояснил министр. Валерий Фадеев отметил, что значимость для экономики России НПФ неоценима: «У нас пока не выстроена финансовая система, надстройки такой нет, поэтому пенсионные фонды ценны для экономики. Особенно в период кризисов, когда ваши длинные деньги продолжат работать на экономику». Министр труда и соцзащиты пообещал учесть замечания экспертов при обсуждении законопроектов в Госдуме. Так же он пообещал выложить на сайте министерства подробные разъяснения и примеры расчетов пенсии по новой формуле.

Судя по всему, правительству придется дать еще немало разъяснений, пока и сама пенсионная формула, и суть всей реформы не станут очевидны всем гражданам. Если реформу проведут без этой ясности, то у граждан все равно останется чувство разочарования, — о чем и говорят наперебой эксперты, которые сами до сих пор не разобрались в переменах.

http://expert.ru/2013/10/29/vlast-menyaet-defitsit-prf-na-defitsit-doveriya/?partner=23507329    Александр Лабыкин