Site icon Бизнес и Недвижность

Разговаривать ли с инспектором по труду или Вы имеете право хранить молчание…

Государственный инспектор по труду может прийти в любую организацию, независимо от ее численности и специфики деятельности, без уведомления и потребовать предъявить ему более 20 разнообразных документов, предусмотренных трудовым законодательством. Какими правами и обязанностями обладает руководитель предприятия и представитель контролирующего органа?

Необходимо всегда быть готовым к визиту инспекции труда — не только иметь грамотно оформленную трудовую документацию, но и быть подготовленным психологически. Директора, как правило, воспринимают инспектора однозначно — как человека, который обязательно должен найти недочеты и белые пятна в деятельности фирмы. И зачастую забывают, что и у представителя органов госконтроля есть свои обязанности, которым он должен следовать.

Кадровики! Не спешите показывать все запрашиваемые документы, попытайтесь добиться от инспектора письменного запроса, на практике были случаи, когда инспектор просил показать всю (!) документацию отдела кадров за последние два года. Отвечать на письменный запрос гораздо проще, из него видно, что именно пришли проверять госорганы, соответственно можно определиться с возможными санкциями и продумать, как минимизировать потери или вовсе их избежать.

В соответствии с положениями ст. 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

В целях обеспечения деятельности органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда Постановлением Правительства РФ было утверждено Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ.

Инспекторы инспекции труда проверяют соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, производится ли обучение по охране труда и профессиональная подготовка по охране труда.

В соответствии с законодательством работодатель обязан обеспечить:

В соответствии с положениями ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» мероприятия по проведению контроля могут носить как плановый, так и внеплановый характер. Плановая проверка может проводиться не чаще одного раза в два года. (В последнее время в связи с тем, что инспекторов трудовой инспекции хронически не хватает, плановые мероприятия по проверке практически не проводятся – прим. автора.). Внеплановые проверки проводятся по сообщениям граждан и организаций об имеющих место нарушениях на данном предприятии/организации, или в случае возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, также внеплановые мероприятия по контролю могут проводиться по мотивированному решению органа госконтроля.

Мероприятия по контролю (надзору) проводятся на основании распоряжения (приказа) органов госконтроля.

В таком распоряжении обязательно должно быть указано:

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю предъявляется должностным лицом, осуществляющим проверку, вместе со служебным удостоверением, руководителю организации/предприятия или его представителю.

Недопустимо проведение мероприятий по контролю (надзору) иными должностными лицами, о чем указано в распоряжении (приказе) на проведение проверки.

При проведении мероприятия по контролю (надзору) необходимо помнить о положении ст. 8 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля», где указаны ограничения при проведении проверки. Недопустимо истребование документов, не являющихся объектами мероприятий по контролю и не относящихся к предмету проверки.

Так, при проведении проверки должностные лица органов госконтроля не вправе:

Результат проверки оформляется актом, который составляется в двух экземплярах и должен содержать:

К акту прилагаются другие документы о сборе образцов проб продукции, протоколы проводимых исследований, объяснения должностных лиц проверяемого юридического лица.

Экземпляр акта со всеми приложениями вручается представителю юрлица или направляется по почте.

Если в результате проведенного мероприятия по контролю выявлено административное правонарушение, должностным лицом органа госконтроля оформляется протокол о правонарушении и даются предписания к его устранению.

Статьей 5.27 КоАП РФ налагается ответственность за нарушение трудового законодательства в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц, кратную МРОТ (точную сумму установит госинспектор в зависимости от тяжести поступка), а при повторном нарушении трудового законодательства предусмотрена дисквалификация — лишение права занимать руководящие должности на срок от одного до трех лет.

Так, согласно ст. 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего госконтроль, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом своих полномочий влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа.

Трудовой инспектор может и имеет право истребовать предусмотренные ТК РФ и обязательные для всех организаций документы. Обычно инспектора начинают проверку с изучения учредительных документов (свидетельство о регистрации, устав и т. д.), затем трудовики переходят к проверке непосредственно «трудовой» документации, к ней относят:
— трудовой договор (должен содержать в себе все существенные условия, указанные в ст. 57 ТК РФ, а также иметь дату составления, порядковый номер и быть зарегистрированным.

Комментарий автора

Довольно много нарушений находят инспекторы и в содержании договора (особенно после вступления в силу поправок в ТК РФ 2006 г., согласно которым содержание трудового договора должно быть весьма подробным), в договоре обязательно должны быть перечислены права и обязанности работника, при этом сами инспекторы советуют не ссылаться на должностную инструкцию, а уж, если она есть – тогда в обязательном порядке исследуют и её. Устанавливая испытание, необходимо ясно и четко описывать – в чем именно оно состоит. Устанавливая срок испытания срок, нельзя уменьшать на этот период зарплату сотрудника, в противном случае при проведении проверки вас обяжут доплатить недостающую сумму (ст. 70 ТК РФ). Отсутствие трудового договора у работника является серьезным нарушением трудового законодательства; трудовые книжки (работодатель обязан оформить трудовую книжку на каждого работника, проработавшего более пяти дней (п. 3 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.03 № 225). Необходимо помнить о том, что нельзя выдавать на руки работнику его трудовую книжку, даже получив от него расписку, отсутствие трудовой книжки у работодателя является основанием для наложения штрафа (см. Правила ведения и хранения трудовых книжек и ст. 62, 65 ТК РФ);

ТК РФ предусматривает и некоторые другие локальные нормативные акты, учитывающие спецификацию предприятия/организации. Так, например, Положение об оплате труда — документ нужен, чтобы пояснить, почему люди, имеющие одинаковую должность, получают разную зарплату. Если в организации люди с одинаковой должностью получают равную зарплату, достаточно штатного расписания, также могут быть приняты: Положение о стимулирующих выплатах (премировании, надбавках, доплатах и т. д.), график сменности, нормы труда и другие локальные нормативные акты.

На основании ст. 68 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работника с действующими в организации локальными нормативными актами еще до подписания трудового договора. Поэтому инспектор обязательно обратит внимание на подписные листы и сверит даты ознакомления со всеми локальными нормативными актами с датами заключения трудовых договоров с работниками компании.

Естественно, что помимо прямо указанных в ТК РФ документов в организации могут быть и не предусмотренные Кодексом, предназначенные для управления персоналом документы. 01.07.03 вступил в силу ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», содержащиеся в данном документе требования можно применять для оформления делопроизводственных документов.

 Ответственность за нарушение

Кроме непредставления документов должностному лицу органа госконтроля на работодателя налагается административная ответственность в следующих случаях:

И за многое, многое другое.

Многие другие обязанности возложены на работодателя, за нарушение которых на должностных лиц накладывается административный штраф в соответствии с положениями КоАП РФ.

Объем полномочий, предоставленный сотрудникам инспекции труда, можно оценивать по-разному, но определенно в области контроля соблюдения трудового законодательства складывается ситуация, когда из-за недостатка времени, ограниченного количества инспекторов, и несерьезных (в денежном эквиваленте) санкций, больших затрат времени на оформление всего того, что предусмотрено ТК РФ трудовая инспекция не в состоянии не только добиться реальных результатов по соблюдению трудового законодательства на предприятиях, но и физически просто проверить состояние выполнения даже собственных предписаний. А как известно, отсутствие неотвратимости наказания только провоцирует на еще большие злоупотребления и произвол как со стороны работодателей, так (что в последнее время особенно заметно) – со стороны работников. И это последнее – особенно серьезно, т.к. работодатель, не видя поддержки со стороны государства (в лице трудового инспектора) даже в таких «интимных» вопросах, как трудовые отношения (не говоря уже о налогах…), постепенно и очень скоро превращается в злостного нарушителя этих самых трудовых отношений, даже, если изначально его намерения и помыслы были идеальными.

 Константин Зотов,
юрист

Exit mobile version