Обзор необычных образовательных методик
У Джанни Родари есть замечательная история: «В одном городе жил скромный человек по имени Гвидоберто. Вел он жизнь, ничем не отличавшуюся от остальных, – утром ходил на службу, вечером возвращался, по выходным смотрел телевизор. Но однажды ему в руки попала книга о древней цивилизации этрусков. Он прочитал ее, потом нашел в библиотеке все книги об этрусках. Затем он пошел в музей и нашел изображения письменности этрусков, которые по сей день так и не разгаданы. Гвидоберто решил во что бы то ни стало найти ключ к разгадке древнего языка. Он стал проводить все дни в музее, изучая культуру этрусков. Однажды около него остановилось двое французов и, понаблюдав, как Гвидоберто старательно зарисовывает этрусские письмена, стали его об этом расспрашивать.
К сожалению, Гвидоберто не знал французского, и не смог рассказать им о замечательной древней культуре этрусков. Вечерами он грустно размышлял о том, что он так много знает по этой теме и мог бы делиться своими знаниями с теми, кто тоже ею заинтересовался, но из-за незнания языка так ничего не смог объяснить. И тогда он принял решение и выучил французский язык. Затем он выучил английский и португальский, потом — хинди и испанский и т.д. Сегодня Гвидоберто знает около ста языков мира и множество диалектов, он водит экскурсии по музею и рассказывает туристам со всего света о древней и таинственной культуре этрусков. Но когда какой-то японский турист восхитился его знаниями языков, Гвидоберто грустно вздохнул и сказал на безупречном японском: «Да, но я так и не знаю этрусского языка». То, чего мы не знаем, всегда важнее того, что мы знаем! Сколь тонким смыслом исполнена эта история, сколь велико в человеке стремление к дальнейшему совершенствованию, к обретению познания. «Мы все учились понемногу – чему-нибудь и как-нибудь…» Но прошло время, наше первое образование словно покрылось пылью – ведь все изменилось, и нужны новые знания, технологии, навыки. Наступает момент, когда перед человеком встает проблема выбора – получать ли дальнейшее образование? И если ответ положителен, начинаются поиски вариантов, где учиться.
Прошли времена, когда обучение велось только за партой перед грифельной доской. Сейчас образовательные тенденции, словно зеркало, отражают быстро меняющиеся процессы в мире бизнеса: все большее развитие международных корпораций, высокоскоростные информационные технологии, появление новых профессий, совмещение нескольких специализаций, получение образования в том регионе мира, где интересно работать, появление новых образовательных ниш. Второе высшее образование в Европе – это или Masters programs (получение степени магистра) или Postgraduate education (аспирантура, получение степени доктора). Для получения степени магистра требуется диплом о первом высшем образовании, который приравнивается к получению степени бакалавра. Еще есть возможность получения степени МВА, которое также приравнивается ко второму высшему образованию, только в области бизнеса. Мы остановимся в основном на Masters programs, которые наиболее приемлемы в качестве второго высшего образования.
Можно ли учиться, передвигаясь по всему миру в течение какого-то времени? Оказывается, да. Международная компания «The Scholar Ship» проводит обучение postgraduаte на корабле, совершающем кругосветное путешествие. Корабль в течение шести месяцев заходит в порты Греции, Марокко, Аргентины, Уругвая, Южной Африки, Австралии, Сингапура, Индии, Кипра и снова возвращается в Грецию. Консультант компании «The Scholar Ship» Rene Lenssen так комментирует свои программы: «После обучения на корабле, выбирается один из девяти университетов в США, Великобритании или другой стране, которые входят в данную программу, и, в течение еще шести месяцев продолжается обучение по одной из трех специальностей: международный бизнес, международные коммуникации, международные отношения. Диплом выдается Сиднейским университетом, который высоко котируется в мире и дает право работы в любой стране. Обучение дорогое – $ 20 000 за весь курс, но оно дает уникальный шанс международного образования, так как лекции читают профессора со всего мира, а также есть возможность межкультурного общения со студентами из ста стран мира».
Вряд ли кого-то сейчас останавливают границы в стремлении получить желаемое. Учиться сегодня можно в любой стране мира. Мы же обратим сейчас свои взоры в сторону Европы. Образование в Европе всегда было престижным, развивавшимся в духе «старосветских» традиций, но в то же время, благодаря небольшим размерам европейских стран, быстро меняющимся в зависимости от новых требований жизни. К примеру, Франция быстро сориентировалась в европейском сообществе, перестроив свою образовательную систему в сторону практического наполнения учебных занятий. Представитель Высшей школы коммерции «ESC» Gilles Guerguen рассказывает о степени магистра в своей школе: «У нас есть хорошая программа – магистр по менеджменту, которая длится два года, на французском или английском языках. Есть и другие интересные специализированные мастер-программы: логистика и цепи снабжения, международные финансы, которые преподаются на французском языке. Первое, что мы обеспечиваем студентам, приезжающим к нам, – это международная атмосфера, которая важна сегодня для занятий бизнесом.
Далее – очень специфичные программы, которые тесно связаны с работой предприятий, так как в каждой из них обязательно прохождение практики в течение шести месяцев (450 рабочих часов). Если у студентов есть хотя бы небольшой профессиональный опыт – это нас еще больше интересует. Школа подбирает подходящую стажировку для студента, то есть фактически сопровождает его. Стоимость годового обучения на магистра – 8500 евро, а двухлетняя программа высшей школы – 6000 евро в год».
Швейцария – страна банков и прекрасных отелей. Гостиничный менеджмент здесь возведен в культ. Поэтому неудивительно, что продолжать обучение в области гостиничного обслуживания и администрирования едут именно сюда. Швейцарский диплом – это, конечно, пропуск в деловом мире во многие двери, но что еще, кроме престижности, предлагают швейцарские учебные заведения? В качестве примера — «IMI, International Hotel Management Institute» в Люцерне. Как рассказывает его представитель Mona Leonard: «Кредо института – «качество и гибкость». Проявляется это в индивидуальном подходе к каждому студенту и в быстром решении академических трансферов, то есть переводе студентов из других учебных заведений. У нас высокий проходной балл для поступления: существует шкала баллов дипломов, а на языковом экзамене надо набрать 525 баллов». Да, поступить в этот частный институт трудно, но если надо попасть на работу в один из лучших отелей мира или улучшить свое образование в области гостиничного менеджмента, пожалуй, стоит рискнуть. Последипломную программу «International hotel and Hospitality management» можно закончить за год: 6 месяцев обучения и 6 месяцев практики в отелях и ресторанах Швейцарии. Стоить это будет порядка 17 тысяч евро, включая проживание и питание. Институт находит в качестве базы для практики отели, в которых платят зарплату 2-2,5 тысячи швейцарских франков. Кроме практики, из нововведений можно назвать эксклюзивный инновационный курс «Personal development planning», который способствует раскрытию у студентов их творческих способностей. Еще одно новое направление в «IMI»: менеджмент высокого кулинарного искусства. Обладатель такого диплома может управлять рестораном и, одновременно, быть шеф-поваром высшего класса.
Франция, Швейцария… Они могли бы поспорить за звание самых красивых мест для получения очень интересного и престижного образования, но самым замечательным тем, кто хочет продолжить свое обучение, можно назвать получение образования в Финляндии. Почему? Потому что все высшие учебные заведения в Финляндии – государственные, и обучение в них – бесплатное, в том числе для иностранцев. Эта небольшая северная страна в последние годы быстро набирает обороты в европейском сообществе, и образовательная система Финляндии после 90-х годов стремительно становится международной. Финляндия интересна и своим географическим расположением, и своим стремлением финансировать многочисленные научные исследования, и своим курсом на общество высоких технологий. Рассказывает Asta Namalalnen, консультант по финскому образованию: «Образование в Финляндии с каждым годом приобретает все более интернациональный характер. Государственные языки страны – финский и шведский, но в то же время иностранным студентам предлагается 400 международных учебных программ на английском языке, из которых 300 подойдут тем, у кого уже есть первое образование». В Финляндии высокий уровень подготовки по многим специальностям, но особенно сильны программы по лесному хозяйству и экологии, архитектуре, биотехнологии и информационным технологиям, микробиологии, техническим специальностям. Бакалавриат длится три года, магистратура – два. Студенты из стран не входящих в ЕС могут подрабатывать 20 часов в неделю, летом – больше.
Те, кто проходит полный курс обучения с получением степени бакалавра или магистра, за обучение не платят, большинство международных программ также бесплатны, за некоторым исключением. Для тех, кто планирует продолжать свое обучение и после магистратуры, к примеру, получить степень доктора, есть возможность учиться и заниматься научными исследованиями в ста научных школах страны, организованных на базе университетов совместно с научно-исследовательскими институтами.
В Финляндии очень сильная практика на предприятиях. Рассказывает Julia Vauterin, учебный координатор «Lappeenranta University of Technology»: «В нашем институте для студента составляется индивидуальный план, также практикуются индивидуальные занятия с преподавателем. Много отводится времени практике. Если компания после практики заинтересована в данном инженере, то возможна его дальнейшая работа в ней. Степень магистра можно получить за два года». Mikko Toivonen, представитель «University of Helsinki»: «Для поступления нужен диплом о первоначальном высшем образовании, рекомендательные письма с места работы или предыдущего обучения. Опыт работы желателен, но если нет, то, возможно поступление и без него». Что еще интересного для российских студентов может предложить Финляндия? Образовательную программу EC Erasmus Mundus (Эразмус Мундус). В рамках данной программы в финских университетах, входящих в сеть европейских вузов, можно пройти обучение по магистерской программе с различными специальностями (Erasmus Mundus Master Courses). Срок программы – 1-2 года. В этот курс входит обучение в не менее двух университетах вузовской сети, находящихся в разных странах. Для поступления надо иметь степень бакалавра.
Благодарим сайт www.gojobs.ru за интересный материал