«Ъ» стали известны подробности совместных предложений Минфина и Банка России по «модернизации пенсионной системы» РФ — так называемая «Концепция индивидуального пенсионного капитала». Основные ее положения: ликвидация нынешней накопительной системы, сохранение обязательной ставки платежа в Пенсионный фонд в 22%, льготы и гарантии по дополнительным накопительным платежам в НПФ в размере от 0% до 6% с добровольным выбором ставки. Главное в предложениях — готовность признания накоплений собственностью граждан: в особых случаях их даже готовы выплачивать наличными.
В рамках концепции, переданной, по данным «Ъ», в предварительной версии для обсуждения в правительство и администрацию президента, Минфин и ЦБ фактически представляют свою точку зрения по возможной пенсионной реформе. Хотя в презентации, имеющейся в распоряжении «Ъ», нет ни предполагаемых временных периодов реализации идеи, ни увязки ее с другими составляющими изменений пенсионной системы (изменения пенсионного возраста, реформирования досрочных пенсий),— видимо, она предполагается ведомствами Антона Силуанова и Эльвиры Набиуллиной частью более масштабного процесса.
Идея «индивидуального пенсионного капитала» является завуалированной ликвидацией в нынешнем виде накопительной части обязательного пенсионного страхования. Платеж в Пенсионный фонд России, согласно концепции, сохраняется в неизменном виде (сейчас — 22%). Хотя это не уточняется в документе ЦБ и Минфина, вся ставка платежа будет получаться ПФР, который будет формировать на его основе по действующим «балльным» принципам страховую пенсию. Все суммы «пенсионного капитала», как предполагается, будут уплачиваться сверх ставки в 22% — причем уже не в ПФР, а в негосударственные пенсионные фонды (НПФ): накопительная часть пенсий, таким образом, будет выведена из-под контроля ПФР.
Вместе с этим, как предполагают Минфин и ЦБ, будет ликвидирована и самая политически значимая несправедливость, заложенная в схему пенсионной реформы 2003 года, а именно — собственность ПФР на средства пенсионных накоплений граждан. «Пенсионный капитал» — частные пенсионные накопления граждан, причем не только те, что возникнут в будущем, но и те, что были перечислены работодателем за работника в 2004-2016 годах,— предлагается сделать почти полноценной частной собственностью граждан. В течение двухлетнего переходного периода (предположительно, 2019-2020 годы) те клиенты НПФ, которые формировали накопительную часть пенсии по ОПС в фондах, могут либо конвертировать накопления в дополнительные баллы в страховой госчасти пенсионной системы, либо получить их как первый взнос на новый счет в пенсионном фонде. Средства «молчунов» в течение тех же двух лет по умолчанию будут конвертированы в пенсионные баллы, и с этого момента их участие в накопительной системе прекращается.
Для тех, кто предполагает, что все же будет делать пенсионные накопления, государство предлагает следующую схему. Новые средства, уплачиваемые в накопления в НПФ, освобождаются от уплаты налога на доходы физлиц (НДФЛ). Государство готово софинансировать платеж на часть налога и разрешает незначительно сокращать платеж в ПФР. При этом ставка дополнительного платежа на накопления устанавливается плательщиком самостоятельно: в диапазоне от 0% до 6% все льготы и гарантии действуют, все уплаченное свыше 6% не освобождается от НДФЛ, не изменяет сумм платежа в ПФР и не подлежит госгарантиям. Согласно расчетам ЦБ и Минфина, при ставке дополнительного платежа 6% с зарплаты 100 руб. на руки плательщик будет получать 81,78 руб. (сейчас — 87 руб.), платить НДФЛ в 12,22 руб. (сейчас — 13 руб.), перечислять в ПФР 20,68 руб. (сейчас — 22 руб.) и делать накопления в ПФР на 7,32 руб. Из них 6 руб.— платеж самого работника, 0,78 руб.— льгота по НДФЛ и 1,32 руб.— сокращение взноса в ПФР с соответствующим снижением начисления пенсионных баллов.
По предложению Минфина и ЦБ, платежи и в НПФ, и в ПФР должен делать работодатель, что увеличит нагрузку на его бухгалтерию, платеж в конкретный НПФ будет делаться напрямую. Полностью добровольными новые накопления при этом не будут. Все новые работающие будут по умолчанию «подписываться» на участие в накопительной системе — со ставкой в 0% в первый год, 1% — во второй, 2% — в третий с ростом до 6% в шестой год.
От уплаты дополнительного взноса можно, по сути, отказаться и в любой момент уменьшить платеж до 0%, а также зафиксировать ставку на любом уровне в диапазоне от 0% до 6% на постоянной основе. Пока у ЦБ и Минфина нет единого мнения о том, что делать с «отказниками»: согласно одному из предложений, в возрасте 35 и 45 лет должна производиться автоматическая «переподписка» от накоплений (и после нее отказываться придется еще раз), по другому — ставку платежа в 0% можно зафиксировать только на пять лет («каникулы»), после чего она вновь начнет расти. ЦБ и Минфин также предлагают оставить некоторые ограничения на переход между НПФ и создать институт Центрального администратора — он, как предполагается, будет координировать переходы и информировать НПФ об индивидуальных ставках. Из документов ЦБ и Минфина не следует, что Центральным администратором они видят именно Пенсионный фонд России.
Накопления, сделанные по ставке 0-6%, гарантируются в АСВ по той же схеме, что и сейчас. Это пятилетняя гарантия положительной доходности и гарантия сохранности накоплений при банкротстве НПФ.
Выплаты накопленного ЦБ и Минфин предлагают сделать чрезвычайно гибкими. Во-первых, за пять лет до выхода на пенсию (в презентации предполагается неувеличенный пенсионный возраст для мужчин, 60 лет) можно будет получить «в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств» до 20% накоплений. В случае тяжелой болезни все накопления в НПФ можно будет изъять и потратить. В зависимости от объема накоплений (больше накоплений — больше вариантов) доступны будут несколько схем выплат, в идеальной ситуации (накопления позволяют обеспечить аннуитетные выплаты более 5 МРОТ) возможен выбор из четырех вариантов: ежемесячные выплаты до исчерпания накоплений, срочные выплаты, аннуитет с привязкой к инфляции, выплата остатка накоплений, обеспечивающих выплаты такого аннуитета, почти в любой форме.
Разработчики концепции не скрывают, что предлагаемая система в первую очередь интересна работникам с зарплатами выше нынешних 60 тыс. руб. в месяц — они в наибольшей степени сейчас ущемлены малой дифференциацией «накопительной» части пенсий. При средней зарплате в 30 тыс. руб. и стаже в 35 лет использование накоплений по предложенной схеме дает примерно такую же пенсию, что будет получена в чисто страховой системе, а вот при средней зарплате в 100 тыс. руб. чисто страховая система дает коэффициент замещения зарплаты в 29%, а сочетание страховой и накоплений в НПФ — около 34%. Отметим, новая система сама по себе не содержит ничего привлекательного для работодателя — тогда как в значительной степени размер совокупных социальных платежей влияет на него не меньше, чем на работников. Возможно, работодателям будет предложено что-то в других частях проекта модернизации пенсионной системы.
Главный аналитик управляющей компании «Ронин Траст» Андрей Верхоланцев в эфире “Ъ FM”: «Вопрос будущей пенсии во многом обусловлен экономическими реалиями, которые будут в момент, когда человек выйдет на пенсию, и главное здесь — отношение доходности и инфляции, поскольку в последние годы инфляция была достаточно высока, и не все управляющие компании смогли преодолеть планку. Но вопрос достаточно длительного планирования всегда остро стоял в России, и не думаю, что менее остро будет стоять в будущем. То есть я бы не стал говорить о том, что данная новация позволит как-то существенно улучшить пенсию для людей с низким уровнем дохода, мне сложно предположить такое развитие ситуации. Наверное, для таких людей ничего не изменится».
Дмитрий Бутрин, Денис Скоробогатько
http://www.kommersant.ru/doc/2974199
«Реформа вряд ли позволит увеличить пенсию для людей с низким доходом»
Россияне смогут самостоятельно формировать пенсионный капитал
27.04.2016, 12:22
Минфин и ЦБ предлагают ликвидировать обязательную накопительную часть пенсии. Взамен россияне смогут формировать индивидуальный пенсионный капитал, пишет «Коммерсантъ». По информации газеты, эта идея лежит в основе новой реформы. Предполагается, что платеж в ПФР останется неизменным – 22%. На основе этих выплат будет формироваться страховая часть пенсии. Однако граждане смогут отчислять больше, и из этих средств будет формироваться так называемый пенсионный капитал. Им будут управлять только частные фонды. Ставку дополнительного платежа можно выбрать самостоятельно — от нуля до 6%. Эти накопления будут признаны собственностью гражданина. Также предлагается несколько схем выплат пенсионного капитала, в том числе досрочные. Главный аналитик управляющей компании «Ронин Траст» Андрей Верхоланцев обсудил тему с ведущей «Коммерсантъ FM» Оксаной Барыкиной.
— Насколько эта схема привлекательна?
— Исходя из той информации, которая приведена в статье, я могу сделать лишь один вывод — государство решает проблему дефицита Пенсионного фонда, поскольку ставка 22% для работодателя остается неизменной. Это значит, что поступления в Пенсионный фонд, в случае если эта схема будет принята, увеличатся на 6%.
— То есть, получается, нагрузка увеличивается непосредственно на будущего пенсионера?
— На самом деле, для работодателя ничего в этой схеме не меняется, но у будущего пенсионера изымают накопительный компонент, предлагая уже самостоятельно в случае его желания финансировать в пределах от нуля…
— То есть ставка не меняется: все те же 22% и плюс от 0 до 6% — то, что вы хотите сами еще себе собрать?
— Да.
— То есть увеличивается, по большому счету, если человек решает все-таки себе накопить на пенсию добровольно?
— Да, именно, она увеличится именно для будущего пенсионера, поскольку человек будет вынужден сам из своей зарплаты финансировать накопительный платеж. В качестве подсластителя этой горькой пилюли предлагаются, например, те инновации по льготам по налогу НДФЛ, установление частной собственности на эти накопления, но они, конечно, не компенсируют той суммы, которая будет выпадать из доходов. Но, опять же, тут можно приоткрыть небольшой секрет, конечно, он таковым не является: добровольные накопления, переданные в НПФ, и сейчас можно наследовать при определенных условиях, поэтому это не такая уж и инновация даже в этой сфере.
— Насколько россияне будут готовы самостоятельно решать, откладывать ли на пенсию? Сейчас время для этого?
— Насколько я понял, там предполагается некоторый переходный период, и о том, чтобы запустить эту схему прямо сейчас, речи не идет. Но если бы она была запущена в этом году, я думаю, она не вызвала бы большого энтузиазма — доходы у людей сократились достаточно сильно, и пока что не видно просвета в этой ситуации. То есть пока непонятно, когда доходы будут расти вновь, и дополнительные изъятия не будут, на мой взгляд, встречены с энтузиазмом, поэтому большая часть людей выбрала бы вариант с нулевым коэффициентом отчислений в накопительный компонент. Хотя, опять же, насколько я понимаю, государство предусматривает все-таки обязательное участие и некоторый рост этого коэффициента, то есть нельзя навечно выбрать ноль, там предполагается постепенное увеличение, то есть от нуля в первом году участия до 6% на шестой год. Поэтому, я думаю, запустив эту программу сейчас, на фоне слабой экономики и падения доходов населения, не думаю, что люди активно бы стали участвовать в этой программе.
— Можно ли говорить о том, что сейчас люди с низкими зарплатами так и не смогут накопить на достойную пенсию? И еще момент: если сейчас эти 22% оставляют и из них убирают накопительную часть, это означает, что мы больше не увидим замороженные средства?
— Вопрос будущей пенсии во многом обусловлен экономическими реалиями, которые будут в момент, когда человек выйдет на пенсию, и главное здесь — отношение доходности и инфляции, поскольку в последние годы инфляция была достаточно высока, и не все управляющие компании смогли преодолеть планку. Но вопрос достаточно длительного планирования всегда остро стоял в России, и не думаю, что менее остро будет стоять в будущем. То есть я бы не стал говорить о том, что данная новация позволит как-то существенно улучшить пенсию для людей с низким уровнем дохода, мне сложно предположить такое развитие ситуации. Наверное, для таких людей ничего не изменится.
— Если накопительная часть все-таки выйдет из этих 22%, какова ее судьба дальше?
— Насколько я понимаю, кардинально система не изменится, изменится лишь механизм ее наполнения, то есть данное бремя будет снято с работодателя и переложено на конкретного получателя, то есть будущего пенсионера, это ключевой момент.