В настоящее время правительство рассматривает аж четыре варианта ее реформы
Изменения, которые правительство планирует внести в пенсионную систему, являются самыми радикальными за всю историю, говорят эксперты. Положение ее сейчас таково. Трудоспособного населения в стране насчитывается 75 млн человек. За 45 млн из них работодатели перечисляют в ПФР 22% от фонда оплаты труда. Другие 30 млн работают в мелком бизнесе (различных ООО, фермерских хозяйствах, ИЧП) или являются фрилансерами. «Взносов в ПФР они не делают или платят взносы с символического заработка. А пенсии платятся всем. Если таких работников не вывести из тени, проблему дефицита ПФР не решить», – считает член рабочей группы по пенсионной реформе при Минтруда и социальной защиты, заместитель директора Института гуманитарного развития мегаполиса Юрий Горлин, слова которого приводит «Газета.ру».
Это – основная причина дефицита ПФР. Нельзя постоянно недоплачивать в него за счет серых зарплат, договоров подряда и других схем и рассчитывать на полноценную пенсию. Тут – «или-или».
Другим источником дефицита, говорит Горлин, являются досрочные пенсионеры. Право на досрочные пенсии у нас имеет огромное количество людей – 30% работающих. Всем уже ясно, что список льготных тружеников надо радикально сокращать, а в случае, если они заняты на вредных производствах, перекладывать ответственность за них на собственников компаний.
Рабочая группа по пенсионной реформе, состоящая из чиновников и экспертов, рассматривает сейчас четыре ее варианта.
Первый – сократить отчисления на накопительную часть с 6 до 2% от фонда оплаты труда. Напомним, что эти деньги берутся из тех 22% от фонда оплаты труда, которые сейчас работодатели перечисляют в ПФР.
Освободившиеся 4% предлагается направить в страховую часть пенсии. Мотивировка в изложении Минтруда следующая: все равно накопительная часть пенсии инвестируется неэффективно и демонстрирует доходность на уровне инфляции или даже ниже ее.
Источник издания, знакомый с ситуацией, рассказал, что в 2012 году первые получатели пенсии с накопительным компонентом смогли рассчитывать на прибавку к общей распределительной пенсии 26,74 руб. в месяц, а в 2023 году прибавка составит 324 руб. в месяц. Эта мера позволит снизить дефицит ПФР на 350 млрд руб., одновременно увеличив страховую часть пенсии будущим пенсионерам. «Обсуждается вариант такого «страхового маневра» в качестве временной меры на 2-3 года в преддверии кризиса», – проинформировал Горлин. В дальнейшем же после восстановления экономического роста не исключен возврат к прежним 6%.
Вторая схема – предоставить работникам право выбора, куда направлять 6%: на накопительную пенсию в рамках НПФ или на солидарно-страховую, гарантируемую государством.
Третий вариант предполагает сохранение накопительной части только для тех, кто имеет зарплату выше средней, составляющей сейчас 26 000 руб. в месяц, поскольку для остальных накопительная часть, будучи уменьшенной до 2%, не даст ощутимой прибавки к пенсии.
Наиболее же радикальное предложение – введение т. н. корпоративной пенсии. По ней будет подготовлен соответствующий законопроект, рассказал осведомленный эксперт. Ее введут для компаний, имеющих работников с правом досрочного выхода на пенсию. Это означает, что тем придется платить повышенный тариф по накопительной части – до 9%. Взамен им будет предоставлено право не перечислять его в ПФР, а развивать собственную пенсионную систему.
В этой связи сразу возникает вопрос: а что станет с корпоративной пенсионной системой, если корпорация обанкротится? В лучшем случае ответственность перейдет к правопреемнику, но ведь такового может и не оказаться. Или еще вариант: ликвидные активы выводятся на левую структуру, а старая оболочка вместе с обязательствами остается бесхозной и тихо умирает.
Эта сторона проблемы пока не проработана, зато известно, что в корпоративном варианте на каждого работника будет заведен пенсионный счет и подписан договор с работодателем, описывающий способы инвестирования пенсионных накоплений. Сами компании смогут добавлять на пенсионный счет денежку вместе с работниками (соинвестирование), если, естественно, захотят это делать.
В любом случае, тенденция ясна: ответственность за досрочников будет переложена на работодателей, а их список сокращен. «Сейчас он слишком обширен и включает геодезистов, водителей троллейбусов, балерин и прочие категории работников, не всегда заслуженно имеющих право на льготы», – говорит источник газеты. Другой источник добавляет, что около 80% досрочно выходящих на пенсию продолжают работать.
Теперь – об инвестировании пенсионных денег. Ранее считалось, что наиболее эффективно это делают негосударственные пенсионные фонды (НПФ). В последнее же время ситуация изменилась: НПФ стали намного осторожнее, не гонятся за прибылью и видят свою главную задачу не в том, чтобы приумножить деньги, а в том, чтобы просто сохранить номинальную сумму. Такой же тактики придерживаются и страховщики. Об этом говорят статистические данные ЦБ за 2011 год.
Главный признак – увеличение доли их инвестиций в банковские депозиты и долговые ценные бумаги. Так, объем банковских вкладов пенсионных фондов за прошлый год увеличился более чем на треть (на 35%), достигнув 258,6 млрд руб.
В таком случае становится неясно, в чем преимущество НПФ перед рядовым инвестором. Ведь граждане и сами знают, как открывать депозиты в банках и сравнивать процентные ставки.
В структуре вложений страховых компаний в банковский сектор доля депозитов также выросла – с 70 до 76%. Увеличились за год инвестиции НПФ и в долговые ценные бумаги кредитных организаций – на 84%. Объем вложений страховщиков и пенсионных фондов в финансовый сектор экономики в прошлом году значительно вырос. Инвестиции НПФ в него увеличились почти на треть, а страховых компаний – на 11,3%. Полюбили оба института и государственные ценные бумаги – наименее доходный из всех финансовых инструментов. Вложения в них увеличились на 5%.
Рынок акций уже не рассматривается профессиональными игроками как некое Эльдорадо, из которого можно черпать значительные прибыли. Несмотря на всю «недооцененность» российских компаний, он упал и отличается значительной волатильностью, которая делает абсолютно бессмысленной популярную некогда простейшую стратегию «купить и держать». Сейчас на нем работают только спекулянты, отлавливающие локальные краткосрочные всплески, чтобы заработать хоть какую-нибудь доходность. Кризис, однако, ничего не поделаешь.
Директор по стратегическому маркетингу УК «Альфа Капитал» Вадим Логинов, которого цитируют «Известия», говорит: «Доходность все же вторична и даже третична. В пенсионных накоплениях на формирование будущей пенсии на первом месте стоит сам механизм регулярного накопления. На втором – задача эти деньги не потерять. И лишь на третьем – постараться что-то заработать».
Но вернемся к собственно реформе. Президент Центра стратегических разработок, один из авторов пенсионной реформы 2002 года Михаил Дмитриев говорит, что нынешняя пенсионная реформа имеет мало общего с интересами пенсионеров и преследует интересы чиновников: «Минтруда ставит в центр пенсионной реформы проблему дефицита Пенсионного фонда России (ПФР). На самом деле предложенная Минтруда реформа имеет мало общего с интересами обеспечения стабильности нашей пенсионной системы и тем более с интересами пенсионеров. Дефицит ПФР сейчас оценивается в 900 млрд руб., в то время как общие перечисления Пенсионному фонду из федерального бюджета составляют около 2,8 трлн руб. Собственные доходы ПФР (2,4 трлн руб., не считая накопительных взносов) покрывают менее половины его расходов. Для чиновников ПФР смысл стабильного покрытия дефицита в том, чтобы уменьшить бюджетные трансферты: сейчас они вынуждены каждый год ходить с протянутой рукой в Минфин согласовывать бюджетную трехлетку. Им не нравится каждый раз выпрашивать деньги, они хотят распоряжаться ими самостоятельно».
По его словам, самый важный вопрос для населения – как дальше будут расти пенсии, будут ли они увеличиваться вместе с зарплатой или отстанут от нее. Сейчас пенсии равны 36% зарплаты, а хорошо бы 40% или больше. Но этому вопросу в реформе Минтруда внимания не уделено. Ведомство говорит о дефиците, а мы – о росте пенсий, получается «разговор глухого с немым». Эксперт видит главную задачу реформы в том, чтобы остановить снижение размера пенсий по отношению к уровню зарплат, которое уже происходит. Не реформировать пенсионную систему нельзя. Если оставить все без изменений, то уже через 10 лет отношение пенсий к зарплатам приблизится к 30%, как это было накануне кризиса, а к 2030 году станет равно 22% (в 2004 году было 24%).
23.08.2012 , Александр Романов http://www.km.ru/v-rossii/2012/08/23/pensionnyi-fond-rf/pensionnuyu-sistemu-perekroyat-do-neuznavaemosti