Как мотивировать сотрудников на изучение английского языка и нужно ли это делать? Как выбрать провайдера и правильно определить потребности в обучении? Факторы успеха в обучении сотрудников иностранному языку.
Супермаркет: кому и как продают язык
Растет количество иностранных представительств. Руководители компаний и рядовые сотрудники хотят увеличить интенсивность международных коммуникаций. Иностранный язык – уже давно не роскошь, а средство связи. Умение использовать его в профессиональной сфере ценится работодателем, поощряется материально и нематериально. При равной квалификации сотрудников, работа тех, кто владеет иностранным языком или языками оплачивается выше. К тому же, такие специалисты имеют большие шансы для быстрого продвижения по службе.
Целевая аудитория компаний-провайдеров иностранных языков, занимающихся корпоративным обучением весьма разнообразна: это и рядовые сотрудники, и менеджеры среднего и высшего звена, и руководители компаний. Рынок образовательных услуг пестрит различными видами и формами изучения, широким спектром программ и курсов. Вы можете заниматься в группе, мини-группе или индивидуально, проходить общий или бизнес-курс, осваивать профессиональную лексику, учиться проводить презентацию на иностранном языке, заниматься по классической, авторской или коммуникативной методике. Мы сегодня фактически находимся в «супермаркете» иностранных языков, где представлено множество «продуктов» разных производителей, каждый из которых завернут в яркую и весьма привлекательную упаковку.
Но, при этом, даже если взять за аксиому высокое качество предоставляемых на образовательном рынке услуг, почему-то периодически возникает недовольный потребитель, который не получает желаемого результата. Почему же иногда хороший, отшлифованный «продукт» не всегда находит адекватную оценку?
Инструкция по применению
Когда Вы покупаете в магазине бытовую технику, к ней всегда прилагается инструкция. Кто-то ее внимательно читает, кто-то сразу выбрасывает. В случае с образовательными программами (а ведь это сложный «механизм» передачи знаний от одного индивида другому) клиент чаще всего считает, что данный вид услуг в инструкции не нуждается. Мы же все умеем учиться! У каждого, кто обращается к компании-провайдеру за плечами высшее образование, а часто и не одно. Кажется, что можно использовать имеющиеся, полученные в ВУЗе навыки, и знания сами будут вливаться в память. И, тем не менее, многие упускают из виду, что сейчас они находятся совсем в другом режиме жизни и восприятия. А обучение в компании «без отрыва от производства» имеет свою специфику.
Для того, чтобы максимально увеличить эффективность обучения следует понять несколько простых «ключей», к которым нужно быть внимательным на всех этапах обучения.
Ключ 1. Target
Точно сформулируйте свой запрос. Для чего вам нужен иностранный язык? Каких изменений и за какой срок Вы хотите добиться? При этом будьте реалистичнее, овладеть языком с нуля до уровня, например, intermediate за три месяца, занимаясь 1-2 раза в неделю просто невозможно (разве что Вам запишут его на подкорку методом, показанным в фильме «Матрица»).
Если Вы руководитель и формируете заказ для сотрудников, задумайтесь над «мотивационным пакетом». Даже самый модный и дорогой курс, проведенный престижной школой, не даст никаких результатов, если сотрудник воспринимает его как очередную прихоть работодателя. Для него это будет «повинность», которую он в лучшем случае исправно соблюдет, ориентируясь, на процесс (то есть, фактическое присутствие на занятиях), а не результат (получение знаний и навыков с максимально оперативным воплощением их в жизнь).
Ключ 2. Feedback
Итак, провайдер выбран правильно, сотрудник замотивирован, занятия начались. Кажется, можно расслабиться и ждать, когда, прошедший курс «англоязычного бойца» сотрудник приступит к работе, используя полученный богатый арсенал терминов, грамматических структур и делового этикета. Но, почему-то, просматривая данные о посещаемости и успеваемости, вы замечаете некий спад. Кто-то перестал ходить на занятия, у кого-то не наблюдается ожидаемый прогресс. Что произошло?
Секрет в том, что обратная связь с сотрудником это не просто периодический контроль его успеваемости. Возможно, в процессе обучения возникли какие-либо проблемы, недоразумения или сложности (они могут быть весьма незначительными, но при невнимании к ним существенно влияют на процесс обучения). Обычно подобные вопросы решает координатор проекта (хорошо, если он сам тоже обучается в группе). Именно на его плечи ложится обратная связь с сотрудником (нравится ли обучение, считает ли он его актуальным, какие знания и навыки работник выносит из программы, применяет ли что-то уже в своей текущей работе). Подобный feedback может осуществляться путем письменного анкетирования или просто устной беседы. Чем быстрее будет обнаружены и озвучена «неполадка», тем быстрее процесс обучения снова войдет в привычное русло и будет приносить качественный результат. Хорошая компания-провайдер всегда чутко реагирует на запрос клиента, прогнозирует тенденции рынка, разрабатывает новые курсы и методы. Но, чтобы внести коррективы в процесс обучения конкретной группы, менеджеры, работающие с клиентом, должны о проблеме знать.
Ключ 3. Assistance
Как Вы можете увеличить эффективность обучения своих сотрудников? Во-первых, влияя на их желание учиться. Такие составляющие «мотивационного пакета» как:
- возможность карьерного роста в компании,
- возможность получения бонуса,
- прирост рыночной стоимости в качестве кандидата на рынке труда
значительно повысят коэффициент полезного действия курса для старательного и заинтересованного сотрудника.
Второе — содействие максимальному вовлечению работника в процесс обучения иностранному языку. Занятия в офисе, кроме всех позитивных характеристик, несут с собой один нюанс – невозможность оторваться от текущих дел. Параллельно с обучением, сотрудникам периодически приходится участвовать в бизнес-процессах компании: звонки, митинги, совещания. Одной из часто звучащих требований клиента при корпоративном обучении иностранному языку является отсутствие домашних заданий. При этом, даже если компания-провайдер может минимизировать эту форму обучения, сотрудник даже в офисе не имеет возможности выкроить время для усвоения полного объема предлагаемых знаний. В такой ситуации не может быть и речи о приобретении каких-то навыков, а, тем более, об их применении в работе. Иностранный язык требует от обучаемого постоянной практики. Отсутствие вовлеченности (по причине отсутствия мотивации, времени или текущей работы) сводит на нет усилия компания и денежный вклад работодателя в развитие этого сотрудника.
В заключение хотелось бы сказать, что обучение иностранному языку сотрудников компании – это достаточно дорогая, но оправданная инвестиция в бизнес. И как любое вложение она не терпит легкомысленности. Эффективность здесь обуславливается двумя составляющими — качеством выбираемой услуги и отношением к ней компании-заказчика. И каждая из этих составляющих является одинаково важной в достижении успеха.
Олеся Борисенко
Бренд-менеджер BKC Executive Centre
08.04.2008 www.hrm.ru