Site icon Бизнес и Недвижность

Что вкладывает работодатель в понятие – Директор по персоналу

Руководители компаний в последние год-два столкнулись с проблемой «кадрового голода» или «дефицита профессионалов» любого уровня. Об этом говорят все. Но мало кто пытается докопаться до истинных причин и найти выход из почти тупиковой ситуации, индивидуальный для каждого конкретного случая.

Обычный (и самый неправильный способ – прим. автора) решения данной проблемы – поиск работников, имеющих хоть какой-то более или менее успешный опыт и закрывание ими тех «дыр, которые образуются из-за отсутствия профессионализма практически в любой сфере и в деятельности любой компании. Что, в конечном счете, серьезно бьет и по имиджу компании, и по ее работоспособности и, главное, по конкурентоспособности на рынке.

На наш взгляд ситуация могла бы быть разрешена более быстро и значительно дешевле, если бы руководство компаниями выступало бы не в роли грибника, пошедшего в лес за грибами вообще, и вынужденного после возвращения оттуда, перебирая полные корзины вообще грибов (среди которых «на выходе» всего около 10 % вообще съедобных), тратить и свое время (которое можно было бы использовать куда более рационально и эффективно для развития бизнеса) и деньги (оплачивая услуги «подмастерьев»- кадровых агентств, которые помогали собирать весь этот с позволения сказать «урожай»), а целенаправленно сосредоточилось бы на поиске и нахождении HR-директора, который, в свою очередь стал бы и заказчиком для кадровых агентств, и тем ключевым звеном, которое освободило бы руководителей от кадровых проблем вообще и позволило бы сосредоточиться на своих бизнес-задачах.

Но сегодня проблема заключается еще и в том, что правильно сформулировать описание функций HR-директора и донести это до тех, кто занимается их поиском – крайне сложно. И не потому, что это «tierra incognita», а скорее потому, что слишком давлеют стереотипы, сложившиеся в последние годы и, даже десятилетия, о фигуре HR-директора.

Кто-то и не без оснований до сих пор полагает, что HR-директор это – начальник Отдела кадров, кто-то (уйдя с головой в психологию взаимоотношений) полностью игнорирует роль кадрового делопроизводства, отдаваясь во власть человеческих страстей и пытаясь выстраивать совершенно неформализованные отношения при помощи псевдо-специалистов, но с дипломами и высокими и модными званиями «коуч» или нечто подобное. Ни в коей мере не пытаясь обидеть кого-либо из тех, кто так или иначе связан с работой с людьми, все же заметим, что фигура HR-директора многогранна и не может быть (по определению) «заточенной» только под одну задачу.

Поэтому от того, как сформулировать требования, на что – на какие ключевые функции сделать акцент, в очень большой степени зависит то, кого предложат работодателю «поисковики» и где вообще (и, что немаловажно, среди кого – прим. Автора) они вообще будут производить поиск подходящих кандидатов.

Итак, рассмотрим то, как можно было бы сформулировать задачу найти HR-директора для различных сфер бизнеса.

Пример № 1

Задача – найти HR-директора, способного создать систему мотивации и разработать такие компенсационные схемы, которые могли бы не просто удержать специалистов, а заинтересовать их в длительной и эффективной работе в конкретной компании.

«Управляющая компания российского телекоммуникационного холдинга приглашает на работу Директора Департамента управления персоналом.

Функции:

Разработка, внедрение и совершенствование механизмов оплаты труда и премирования персонала группы компаний:

Требования:

Пример № 2

Задача – найти HR-директора, который должен, по мнению работодателя, организовать обучение торгового персонала, набрать который можно, особо не предъявляя специальных требований к работникам.

«Обязанности:

Требования:

Пример № 3

Задача – найтиHR-директора Руководителя отдела персонала розничной сети

«Требования:

Функциональные обязанности:

Пример № 4

Задача – найти HR-директора — Руководитель практики 1С

«Описание:

Требования

И этот список – можно продолжать бесконечно.

Общий вывод – проблема не в пресловутом «кадровом голоде» , а в том, что работодатель с одной стороны не может четко и внятно сформулировать требования к HR-директору, видя в нем то – руководителя Учебного центра, то простого функционера, способного наладить работу 1С. А с другой стороны, кадровые агентства, ищут не того, кого надо, так как в их понимании (которое, надо сказать, также далеко от адекватного восприятия требований Заказчика – работодателя) HR-директор это – скорее психолог, чем практик-кадровик, и организатор-теоретик, чем исполнитель-практик. Но также как в армии, ни один генерал не сможет управлять своими войсками эффективно и понимать какие задачи можно выполнить, а для каких надо просить подкрепления, не пройдя весь путь от рядового до высшего офицерского звена, не зная устройства АКМ и того, как чувствует себя солдат после марш-броска «с полной выкладкой», так и в кадровом менеджменте на высшем уровне необходимо знать материю и специфику до самых мелочей и, обязательно, на собственном опыте. Чужой опыт (даже, если он и преподавался в каком-нибудь очень «крутом» ВУЗе или на тренинге, даже если есть диплом МВА и т.п. атрибуты сегодняшнего руководителя) никогда никого и ничему не учит.

Поэтому, если работодатель хочет решить проблему персонала, начинать ее решать надо даже не с поиска HR-директора, а с описания его портрета, понятного «поисковикам» и адекватно отражающего те функции и цели, ради которых и необходимо решить проблему персонала. Будет на месте HR-директора адекватный поставленной задаче специалист, проблема уйдет сама собой. Нет – проблема персонала съест бизнес, а работодатель будет вечным заложником поиска специалистов и 90 % его времени будет уходить не на бизнес, а на пустые разговоры и объяснения все новым и новым «провайдерам» кадровых услуг того, кого он ищет и для чего. И никаким аутсорсингом или, еще хуже – аутстаффингом, данную проблему и бреши в работе с персоналом не закрыть.

Возвращаясь к примеру с грибниками, можно сказать одно – идя в лес, надо определиться – какие грибы вообще будем брать – т.е. за чем мы туда идем. Тогда и поиск их будет более целенаправленным, предметным и осознанным. Да и для грибника будет понятно – где искать, чтобы не просто бродить по лесу, а идти именно туда, где вероятность появления, скажем боровиков, значительно выше. Работа HR-директора весьма напоминает грибника. Однако, успешным HR-директором может быть и тот, кто набрал всего пять благородных белых грибов – в нашем сравнении – ключевых (иногда называемых топ-менеджерами) работников, и тот, кто собрал полную корзину, из которой не пришлось потом выбросить более 50 %. Вопрос в поставленной цели и возможности ее реализации.

Царенко Ю.В.
Юрист-кадровик

Exit mobile version