Новости бизнеса и финансов


Пенсионная битва закончилась победой бизнеса над гражданами

Трудно найти еще одну такую тему в общей политической повестке дня России, которая вызывала бы сопоставимый ажиотаж на всех уровнях. Пенсионная реформа – это вам не шутка какая-нибудь, а то, что неизменно интересует каждого, кто хоть раз задумывался о жизни за той возрастной чертой, которую в России, кажется, все же поднимут.

В подписанной сегодня премьером Медведевым Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ дается некоторая общая, но при этом предельно конкретная установка, по какому пути через принятые в будущем акты пойдет пенсионная реформа. Принятый документ – ее, если можно так выразиться, каркас. Заданные в документе параметры станут отправной точкой при подготовке уже более конкретных правовых норм.

Сама необходимость данной Стратегии, как нас уверяет пресс-служба правительства РФ, да и как подтверждает здравый смысл, была обусловлена вызовами нового времени – как экономическими, так и демографическими, когда стало ясно, что действующая система пенсионного страхования в новых условиях перестает быть хоть сколько-нибудь социально оправданной. Новые вызовы повлекли за собой надобность принятия новых решений. Авторы видят несколько основных целей, которые должны быть достигнуты «на выходе» к 2030 году: гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения при условии обеспечения сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

Один из пунктов, вокруг которого не то что совсем ожесточенно, но серьезно спорили эксперты, – коэффициент замещения утраченного заработка трудовой пенсией. Сошлись на цифре в 40% при нормативном страховом стаже в 35 лет. Подумали и о так называемом среднем классе, повышенные запросы представителей которого к стандартам, как несложно догадаться, никуда не денутся и с выходом на пенсию. Достижение ими искомых стандартов, согласно Стратегии, станет возможным при содействии корпоративных и частных пенсионных фондов. Тема эта, надо сказать, остается до сих пор спорной.

Схема-то заманчивая, да упирается в общее невысокое доверие граждан к такого рода «эффективным посредникам». Тем более если принять во внимание, что те граждане, коих принято условно причислять к среднему классу, склонны в большинстве своем куда серьезнее, нежели большинство, относиться к рискам. Само государство, разумеется, также не открестится от своих социальных обязательств, но коэффициент замещения за счет участия НПФ должен составить не менее 15%, указывается в документе.

В целом же средний размер трудовой пенсии по старости должен будет равняться 2,5-3 минимальным прожиточным минимумам пенсионера. Звучит несколько опьяняюще, если только не вспоминать, как (по крайней мере, нынче) высчитывается этот минимальный прожиточный минимум, в том числе и для данной категории граждан. Но… кто знает, быть может, к 2030 году картина будет выглядеть куда пригляднее. Всегда хочется надеяться на лучшее.

Среди прочих целей, указанных в подписанной государственной пенсионной Стратегии: поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей; обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования; развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами; повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы и ряд других не менее обещающе звучащих пунктов.

Вырастет ли из предложенного эскиза подлинный шедевр социального искусства – о том даже и мечтать пока боязно, чтоб не сглазить. Правительству, впрочем, суеверность не к лицу, а потому, как представляется, наиглавнейшая задача персонально для Дмитрия Анатольевича (как и для его преемников) – внушить господам министрам и прочим причастным к нашему светлому будущему, что изложенные в Стратегии цели – не сказочные пожелания Дедушке Морозу, а именно цели, недостижение которых должно быть чревато совершенно несказочными кадровыми последствиями.

О перспективах реализации утвержденной правительством Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ в беседе с обозревателем KM.RU рассказал профессор кафедры социального страхования и страхового дела Академии труда и социальных отношений, доктор экономических наук Андрей Гудков:

– В рамках данной Стратегии правительство поставило настолько скромные цели, что, думаю, особых проблем с ее реализацией возникнуть не должно. Например, данная Стратегия предусматривает 40%-ный коэффициент замещения утраченного заработка трудовой пенсией по старости. Во-первых, они, вопреки прогнозам, поставили официальный стаж все-таки 35 лет, а не 30; во-вторых, уже сейчас коэффициент замещения составляет 36,3%. То есть достаточно поднять пенсии, скажем, на 10%, и Стратегия в этой части уже будет выполнена. Так что задача достаточно посильная. Другое дело, что, конечно, можно было бы коэффициент сделать и побольше.

Но хотел бы обратить внимание вот на какой абсолютно завуалированный момент. В 2010 году тариф страховых взносов составлял 34% с перечислением 26% в Пенсионный фонд. Сейчас тариф и размер перечисления составляют соответственно 30 и 22%. В первоначальном варианте Стратегии предусматривались цифры уже 28 и 20% соответственно. Между тем напомню, что в 2000 году, когда Владимир Путин пришел к власти, тариф страховых взносов составлял 38,5%, плюс 1,5% вносились в фонд страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. И ничего, были неплохие темпы роста. А сейчас мы наблюдаем полный «прогиб» правительства перед бизнесом. В существенном вопросе социально-экономической политики власть заняла исключительно сторону работодателя.

Оттого и такие скромные цифры по Стратегии, потому что все они так или иначе рассчитаны на общую ставку страхового тарифа 28-30%. Всех названных показателей, которые есть в Стратегии, можно достигнуть уже в следующем году: достаточно поднять ставку страховых взносов до 34%.

http://www.km.ru/v-rossii/2012/12/28/dmitrii-medvedev/700821-pensionnaya-bitva-zakonchilas-pobedoi-biznesa-nad-grazhd