Правительство РФ 7 октября 2013 года одобрило новую пенсионную формулу, которая вызвала множество вопросов не только у будущих пенсионеров, но и у специалистов. Функция у реформы одна – фискальная. Депутат Госдумы Дмитрий Гудков уже призвал граждан через суд оспаривать решение государства об изъятии взносов в накопительную часть пенсии
Пока решение законодательно не принято, поэтому оснований для подачи иска сейчас нет, но в случае появления официальных документов вероятность выиграть суд достаточно велика. По оценкам экспертов, предлагаемая мера нарушает минимум десять законов и соответствующих им законодательных актов. Прогнозировать количество возможных исков сложно – уже сейчас клиенты негосударственных пенсионных фондов (НПФ) сильно обеспокоены предложением правительства изъять накопления в 2014 году. Во все НПФ непрерывно звонят граждане и просят разъяснить, что будет с их взносами.
Сама пенсионная реформа имеет много недоработок. В нынешнем виде она ломает созданную структуру пенсионного обеспечения и серьезно подрывает доверие граждан. Отметим, что только сейчас, по прошествии десяти лет, россияне начали доверять накопительной системе, разбираться в ней и выбирать способы формирования своей будущей пенсии. И в этот момент государство решает снова изменить правила, сделав это в жестком одностороннем порядке, аннулируя принятые миллионами людей решения.
Если говорить об изменениях для НПФ, то мы считаем положительным моментом создание системы страхования пенсионных накоплений. Рынок ждал этого события несколько лет. Другое дело, что процесс создания системы гарантий вызывает много вопросов.
Первый: зачем отнимать накопленные средства на период ее внедрения? Тезис о рисках граждан, чьи накопления сейчас в НПФ, несостоятелен: с начала своего существования отрасль жестко регулируется государством в онлайн-режиме. Инвестирование средств пенсионных накоплений граждан осуществляется исключительно по декларации, разработанной в Министерстве финансов РФ и закрепленной в ФЗ №111.
Второй вопрос: зачем увязывать систему страхования с процессом акционирования НПФ? Акционирование фондов, работающих с ОПС, на наш взгляд, должно быть обязательным – это повысит их прозрачность и укрепит рынок. Но данный процесс никак не связан с системой гарантирования средств и должен проходить планомерно. По нашим оценкам, пятилетний переходный период позволит НПФ стать коммерческими организациями без ущерба для застрахованных лиц.
Государство планирует забрать «живые» деньги накопительной части пенсии, а взамен отдать искусственные баллы, расчет которых по новой пенсионной формуле непонятен. Стоимость балла будет определяться ежегодно исходя из возможностей федерального бюджета. А эти возможности, что бы ни говорили чиновники Минтруда, имеют устойчивую тенденцию к снижению из-за постоянного сокращения трудоспособного населения, уплачивающего страховые взносы, и увеличения числа пенсионеров, среди которых эти взносы перераспределяются. Кроме того, активно декларируемое государством увеличение размера пенсии в связи с поздним обращением за ней – такая же фикция, как и все новшества, так как повышенный размер «поздней пенсии» существенно меньше той пенсионной суммы, что человек недополучит за годы, в течение которых продолжит работать. Если нынешняя система начисления пенсии имеет достаточно прозрачный алгоритм, то по новой формуле пенсионные права будут формироваться не в рублях, а в условных индивидуальных пенсионных коэффициентах. Это очень напоминает действовавшую некогда в Советском Союзе систему трудодней для колхозного крестьянства: материальное наполнение могло быть самым разным, нередко – минимальным. Так может получиться и теперь – в условиях «неурожая», связанного со снижением роста ВВП и замедлением экономики.
Пенсионные коэффициенты будут определять, исходя из соотношения суммы страховых взносов в ПФР, начисленных за данного работника по его фактическому заработку, и суммы взносов, которая получилась БЫ по максимальному тарифу из максимальной зарплаты в стране (учитываемой для пенсионной системы). Только при обращении человека за пенсией накопленные в течение трудовой жизни условные коэффициенты будут пересчитаны в рубли с учетом ежегодно утверждаемой стоимости. Стоимость индивидуального коэффициента – важнейший элемент новой формулы, обеспечивающий «ручную настройку» всей пенсионной системы в зависимости от финансового состояния ПФР (а там, как известно, растущая «дыра» дефицита) и создающий возможность манипулировать пенсионными правами граждан. Эта стоимость будет определяться делением доходов ПФР на сумму обязательств перед всеми пенсионерами, то есть на общую сумму всех индивидуальных пенсионных коэффициентов в стране.
Иными словами, введение пенсионных баллов – это прежде всего забота о бюджете, направленная на снижение ежегодного трансферта Минфина в ПФР, а не о повышении пенсий. Как это ни печально, перед авторами реформы стоит чисто фискальная задача.
Санкт-Петербург
Справка НАПФ учреждена в 2000 году с целью обеспечить благоприятные условия деятельности ее членов, вкладчиков, участников и застрахованных лиц, установления правил и стандартов работы
http://expert.ru/northwest/2013/43/byudzhet-odalzhivaetsya-u-pensionerov/?partner=23507329
Константин Угрюмов, президент НП «Национальная ассоциация пенсионных фондов» (НАПФ)