Минтруд внес в правительство несогласованный текст пенсионной реформы; решать судьбу накопительной пенсии министры предоставили премьеру.
Минтруд опубликовал обновленный вариант стратегии пенсионного развития до 2030 г., внесенный им в правительство. С Минэкономразвития и Минфином версию согласовать не удалось: они представили свои замечания и предложения, говорится в сообщении Минтруда.
Стратегия внесена с разногласиями, сказал чиновник одного из участвующих в обсуждении документа ведомств: «Все вошли в клинч». Из шести пунктов, по которым финансовое, экономическое и социальное ведомства искали компромисс, договориться не удалось только по одному: судьба накопительной части пенсии.
В обновленном варианте нет «страхового маневра», который ранее предлагали Минтруд и Пенсионный фонд (ПФР): на 2013-2015 гг. передать часть накопительного взноса в солидарную систему на выплату текущих пенсий (он составляет 6 п.п. из 22% от фонда оплаты труда, уплачиваемых в ПФР; изъять предлагалось 2 или 4 п.п.). Альтернативой изъятию, как объясняли чиновники Минтруда и ПФР, был отказ от изменения порядка индексации пенсий, которое предложил Минфин. В ходе обсуждения бюджета вопрос решили: бюджет ПФР на ближайшую трехлетку сверстан исходя из прежнего порядка индексации и из действующего размера накопительного взноса — 6%. На покрытие дефицита ПФР Минфин в 2013-2015 гг. перечислит 1,01 трлн, 945,2 млрд и 1,23 трлн руб. соответственно. Еще примерно 340 млрд руб. за три года ПФР сэкономит сам, в основном за счет повышения платежа для самозанятых и тарифа для вредных производств.
Однако от идеи демонтажа обязательных накоплений Минтруд не отказался. Описанная в стратегии «поэтапная трансформация» накопительной части пенсии предполагает, что из государственной обязательной она должна стать негосударственной и добровольной.
Фактически речь идет об уничтожении накопительной части, признает чиновник одного из ведомств социального блока.
На первом этапе, в 2013-2014 гг., Минтруд предлагает правительству определиться с размером накопительного взноса, а гражданам — выбрать, хотят ли они копить. За это же время нужно ввести систему гарантий сохранности пенсионных накоплений, расширить перечень инструментов для их инвестирования и предусмотреть налоговые льготы для плательщиков.
За 2015-2017 гг. государственная обязательная пенсионная система становится полностью солидарной, и по умолчанию работодатель весь взнос уплачивает в ПФР. Меняется формула для расчета размера пенсии: кроме суммы уплаченных взносов в нее вводится нормативный стаж — количество лет, необходимых для получения полной пенсии в 40% от заработка (по расчетам Минтруда, он должен составлять 42 года). Граждане, которые пожелают продолжать копить, должны написать об этом заявление и доплачивать 2% из своего заработка к сумме, которую будет перечислять работодатель. Накопительные пенсии станут корпоративными и будут формироваться в НПФ, банках и страховых компаниях. За 2018-2030 гг., обещает Минтруд, корпоративным пенсионным обеспечением будет охвачено 70% населения.
«Претензии все те же», — говорит чиновник Минэкономразвития. Министерство поддерживает предоставление права выбора гражданину — копить или не копить, но считает, что заявление должны подавать те, кто предпочтет остаться в солидарной системе. Иначе по умолчанию в нее перейдет и все ранее накопленное, что приведет к резкому росту обязательств ПФР, а перспектива развития корпоративных программ окажется под вопросом из-за свертывания обязательной накопительной части. Минфин также указывал на негативные последствия перевода накоплений в корпоративные системы: отказ от обязательности платежа вызовет недоверие к накопительной системе как таковой, ее выберут немногие, а распределительная система при ухудшающейся демографии приведет к снижению размера пенсий. Кроме того, последствием отмены накоплений будет ухудшение рынка госдолга и потеря долгосрочного инвестиционного ресурса, говорится в материалах Минфина.
Решения по реформе должны быть приняты до конца 2012 г., сообщил накануне президент Дмитрий Медведев, не исключив, что модернизация коснется и накопительного элемента.
Одновременно отменять накопления и вводить формулу, урезающую страховую часть, тяжело, говорит источник, знакомый с ходом обсуждений: это двойной удар по обязательствам перед людьми. Максимум, что могут решить до конца 2012 г., — это добровольность участия в накоплениях, предполагает он. Из расчетов Минтруда следует, что размер пенсии в перспективе все равно снижается до 22-25% от заработка, так как размер зарплаты для расчета пенсии берется за весь период работы — десятки лет, указывал Михаил Дмитриев из ЦСР.
В Германии, пенсионная система которой взята в стратегии за образец, за 30 лет развития корпоративных пенсионных программ ими охвачено, по данным European Social Observatory, около половины занятых: от 21% в малом бизнесе до 86% работников крупных предприятий. В России даже обязательные взносы в ПФР платят немногим более половины занятых: 45 млн из 72 млн, говорила вице-премьер Ольга Голодец. Из 12 млн самозанятых взносы платят менее 3 млн и повышение тарифа еще больше загонит их в тень, считает Татьяна Омельчук из Академии народного хозяйства: пока для права на пенсию достаточно пяти лет стажа, стимула платить взносы у самозанятых нет — их размер не позволяет заработать на приемлемую пенсию. Не исключено, что будут проблемы и с другими «компромиссами»: по поводу повышения тарифа до 34% ведомства тоже приходили к согласию, а бизнес с ними не согласился, напоминает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
После недавней критики правительства президентом Владимиром Путиным можно ожидать, что накопительная часть пенсий останется, полагают аналитики Morgan Stanley, ведь указами, за неисполнение которых он отругал министров, устанавливается, что объем инвестиций должен вырасти с 21 до 27% ВВП к 2018 г., а пенсионные накопления — важнейший инвестиционный ресурс. Указы Путина предполагают рост госрасходов, финансирование которых потребует либо роста займов, либо повышения налогов, либо мобилизации дополнительных ресурсов — нефтяного фонда или пенсионных накоплений, рассуждают они.
http://news.rambler.ru/15639563/
Вместо комментария — Опять кругом изменники и шпионы
Госдума одобрила законопроект ФСБ, остановленный во времена президентства Медведева Гражданам сильно облегчают переход в иностранную разведку. Нижняя палата проголосовала в первом чтении за корректировку статей УК РФ о госизмене и шпионаже. После закона об иностранных агентах это следующий шаг. Теперь НКО легко могут превратиться и в изменников, если их спонсоры окажутся из разведки. А гражданам предстоит четче «фильтровать базар»: в частности, в соцсетях, где тоже могут быть шпионы. Закон остановлен был, по данным «НГ», по распоряжению президента Дмитрия Медведева. Так что нынешнее думское голосование можно считать символом реставрации власти Путина. Как уже писала «НГ», отмена, дезавуирование или выхолащивание многого из того, что было сделано президентом Дмитрием Медведевым за четыре года его правления, сейчас идет полным ходом. Торопят даже не слишком срочные переделки: например, возвращают стране зимнее время вместо летнего варианта Медведева. В политической сфере тоже происходит перелицовка – когда оболочка вроде бы прежняя, а смысл совсем другой. Как известно, вслед за законом о выборах губернаторов, где хотя бы было оставлено голосование граждан, сейчас принимается закон Владимира Путина о якобы выборах сенаторов, где волеизъявления народа нет и в помине. Кстати, первое чтение данного проекта состоялось в Госдуме в прошедшую пятницу.
Опять кругом изменники и шпионы
Госдума одобрила законопроект ФСБ, остановленный во времена президентства Медведева
Следствие в одном флаконе
Президент торопит создание российского ФБР Впрочем, в тот же день депутаты проголосовали за куда более символичный в этом плане законопроект. Речь идет об инициативе еще путинского правительства по серьезной корректировке двух статей Уголовного кодекса – 275 и 276. То есть «Государственная измена» и «Шпионаж». В конце 2008 года эта инициатива вызвала скандал внутри страны и обеспечила себе международное паблисити. Прежде всего из-за откровенного признания Федеральной службы безопасности, которая и подготовила документ, в том, что действующая редакция этих профильных для нее статей УК не позволяет успешно применять их к более широкому кругу лиц. То есть обычных иностранных шпионов, сообщали чекисты, ловить и карать еще можно, а вот при попытке наказать их пособников в России, то есть настоящих изменников Родины, возникают проблемы из-за несовершенства законодательства. Поэтому ФСБ при поддержке кабинета Путина и предложила сделать определение государственной измены всеобъемлющим.
После разгоревшегося в декабре 2008 года скандала комитет ГД по законодательству, которому неоднозначная инициатива и попала в руки, сделал все, чтобы задвинуть ее как можно дальше под сукно. Причем, по данным «НГ», председатель комитета Павел Крашенинников смог это сделать лишь после того, как заручился согласием тогдашней кремлевской администрации. Более того, по Охотному Ряду тогда ходили слухи, что руководству ГД поступило чуть ли не прямое о том указание с самого верха. Источники «НГ» в руководстве профильного комитета в то время уверяли, что приказ Медведева был согласован тандемом лишь после долгих споров. Тем не менее результат оказался налицо: закон о «широкой госизмене» завис. Но, как оказалось, не навсегда, а до лучших времен. Которые, судя по всему, теперь наступили.
Стоит отметить, что, например, Крашенинников тогда эту ситуацию официально не комментировал. Спустя почти четыре года объяснять, почему мнение депутатов переменилось и они проголосовали за документ, он тоже не стал. В пятницу 21.09.2012 его в ГД не было, на телефонные звонки он не отвечал. Депутаты приняли законопроект без обсуждения и почти единогласно. По слухам, это стало результатом серьезной разъяснительной работы. Статс-секретарь ФСБ Юрий Горбунов даже в думских кулуарах на все уточняющие вопросы отвечал: «Без комментариев». А между тем в заключении профильного комитета содержание документа подвергается разгрому. Например, указано, что «в целях исключения правовой неопределенности и, как следствие, возможности произвольного толкования необходимо скорректировать признаки состава преступления». Шокирован был комитет и идеей расширить понятие «разглашение гостайны» до такой степени, «что уголовная ответственность по проектной статье 283.1 может коснуться каждого». Но, тем не менее, рекомендацию на первое чтение все-таки дал.
Таким образом, если сегодня в статье 275 УК РФ все еще написано, что госизмена – это или шпионаж, или выдача госсекретов, или оказание помощи иностранным структурам «в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ», то скоро от 12 до 20 лет будут давать за совсем другое. У госизмены теперь будет много аспектов. Во-первых, ею может считаться любое деяние против некоей абстрактной безопасности государства. Во-вторых, это выдача каким-либо образом добытых гражданином гостайн зарубежным и международным организациям, причем без прежнего определения их деятельности как враждебной России.
И, наконец, в-третьих, самое расширенное определение: «Оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ, в том числе ее конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности».
Просто представьте себе — сбор сведений, относящихся к численности пенсионеров, размеров их накоплений, условиях безрадостной жизни и передача этих сведений иностранным организациям, простите — «агентам», конечно же, — после соответствующих поправок в законодательстве будет считаться «изменой родине». По ст. 58 УК РСФСР после Великой Отечественной войны очень много фронтовиков село в сталинские лагеря на десятилетия только за то, что положительно отзывались о немецкой технике или организованности, увидев и сравнив реалии СССР с достижениями нациоанл-социализма… (К слову — вместо комментария).
То есть даже технические сотрудники каких-нибудь западных НКО – это потенциальные изменники. А также, видимо, те несчастные прохожие, которые указали правильную дорогу человеку, говорящему с легким акцентом. В статье 276 «Шпионаж» тоже есть любопытные исправления. Здесь, кроме охоты за госсекретами, иностранным шпионам будет ставиться в вину и сбор «иных сведений для использования их в ущерб безопасности РФ». И за это тоже предполагается давать от 10 до 20 лет лишения свободы. Понятное дело, что их российские контрагенты за то же самое будут приговариваться уже как изменники Родине.
http://www.ng.ru/politics/2012-09-24/1_spies.html 2012-09-24 / Иван Родин